Дефиниции
Определение, точнее, определение понятия, или дефиниция (лат. definitio — предел, граница, проведение границ, ограничение, лат. finis — предел, граница) — логическая операция установления смысла термина. Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом. Определение — предложение, в котором разъясняется смысл того или иного выражения или названия.
Jabber/XMPP
XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol — расширяемый протокол обмена сообщениями и информацией о присутствии), ранее известный как Jabber[1] ([ˈʤæbə®], джа́ббер — «болтовня») — основанный на XML, открытый, свободный для использования протокол для мгновенного обмена сообщениями и информацией о присутствии (см. список контактов) в режиме, близком к режиму реального времени. Изначально спроектированный легко расширяемым, протокол, помимо передачи текстовых сообщений, поддерживает передачу голоса, видео и файлов по сети.
В отличие от коммерческих систем мгновенного обмена сообщениями, таких, как AIM, ICQ, WLM и Yahoo, XMPP является децентрализованной, расширяемой и открытой системой. Любой желающий может открыть свой сервер мгновенного обмена сообщениями, регистрировать на нём пользователей и взаимодействовать с другими серверами XMPP. На основе протокола XMPP уже открыто множество частных и корпоративных серверов XMPP. Среди них есть достаточно крупные проекты, такие как Facebook, Google Talk, В Контакте и LiveJournal.
SaaS
Программное обеспечение как услуга (англ. software as a service, сокр. SaaS), программное обеспечение по требованию(англ. software on demand, сокр. SoD) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения.
В модели SaaS:
приложение приспособлено для удаленного использования;
одним приложением пользуется несколько клиентов (приложение коммунально);
оплата взимается либо в виде ежемесячной абонентской платы, либо на основе объема операций;
техническая поддержка приложения включена в оплату;
модернизация и обновление приложения происходит плавно и прозрачно для клиентов.
В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть за его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение ПО и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность. Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.
С точки зрения разработчика проприетарного ПО модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения, поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развёртывание и внедрение систем технической и консультационной поддержки продукта, хотя и не исключает их полностью.
Triple DES (Data Encryption Standard) – табличный метод кодирования
Первый и единственный сервис онлайн-консультирования хранящий диалоги в зашифрованном виде, ключи не хранятся на сервере, а лишь запрашиваются им в момент шифрования с другого источника, все ключи генерируются автоматически без участия человека.
Всё это сделано с целью обеспечения полной конфиденциальности переписки между вами и посетителями.
Для шифрации всех диалогов на сервере в нашем сервисе используется алгоритм Triple DES.
Triple DES (3DES) — симметричный блочный шифр, созданный Уитфилдом Диффи, Мартином Хеллманом и Уолтом Тачманном в 1978 году на основе алгоритма DES, с целью устранения главного недостатка последнего — малой длины ключа (56 бит), который может быть взломан методом полного перебора ключа. Скорость работы 3DES в 3 раза ниже, чем у DES, но криптостойкость намного выше — время, требуемое для криптоанализа 3DES, может быть в миллиард раз больше, чем время, нужное для вскрытия DES. 3DES используется чаще, чем DES, который легко ломается при помощи сегодняшних технологий (в 1998 году организация Electronic Frontier Foundation, используя специальный компьютер DES Cracker, вскрыла DES за 3 дня). 3DES является простым способом устранения недостатков DES. Алгоритм 3DES построен на основе DES, поэтому для его реализации возможно использовать программы, созданные для DES.
Применение 3DES
3DES с тремя ключами реализован во многих приложениях, ориентированных на работу с Интернет, в том числе в PGP и S/mime. Тройной DES является довольно популярной альтернативой DES и используется при управлении ключами в стандартах ANSI X9.17 и ISO 8732 и в PEM (Privacy Enhanced Mail). Известных криптографических атак, применимых на практике, на 3DES не существует.
Тем не менее, 3DES (который ещё обозначают как TDES) понемногу выходит из употребления, заменяемый новым алгоритмом AES Rijndael. Rijndael, реализованный программно, работает в шесть раз быстрее. Поэтому 3DES больше подходит для аппаратных реализаций.
Наибольшее применение в прикладных системах нашел вариант 3DES/Triple DES, использующий 2 ключа длиной 56 бит каждый (8-й бит -- четности): исходный открытый текст шифруется первым ключом, полученный результат расшифровывается вторым, полученный результат (т.е.полная бессмыслица) повторно шифруется первым ключом. Таким образом, длина ключа в алгоритме 3DES составляет 112 (2*56) бит.
Историческая справка.
Прототип алгоритма DES был разработан специалистами IBM. Он был призван обеспечить безопасность обмена финансовыми электронными документами между банками и другими финансовыми институтами. Первая версия алгоритма DES c мистическим названием Lucifer была создана в 1971 году и продана Лондонскому Ллойду. В первой версии алгоритм не обладал достаточной стойкостью, даже при тогдашнем уровне вычислительной техники слишком много людей имели достаточные вычислительные мощности для взлома.
В 1974-м алгоритм Lucifer подвергся существенным изменениям. Его 128-ми битный ключ теперь вписывался в последовательность S-блоков и уже в таком виде, в комбинации с набором математических формул, использовался для кодирования и декодирования сообщений. Примерно в это же время Национальное Бюро Стандартов (NBS - National Bureau of Standards) заявило о том, что необходим стандартный алгоритм кодирования-декодирования, который мог бы использоваться для защиты любых данных. Однако, в версии, которую NBS приняла в качестве стандарта, используется ключ длиной всего 64 бита.
Уменьшение длины ключа до 64 бит было продиктовано требованиями Агентства Национальной Безопасности (NSA – National Security Agency). NSA – электронные глаза и уши оборонных и разведывательных организаций США. NSA занимается технической разведкой, первичным сбором данных, в отличие от известного всем ЦРУ (CIA – Central Intelligence Agency), которое занимается их анализом и систематизацией. Эксперты NSA просчитали, что раскодировать сообщение, закрытое по алгоритму DES со 128-битным ключом, очень трудно, в то время как 64-битная версия может быть взломана в течение нескольких часов. Руководству NSA хотелось, чтобы стандартный алгоритм кодирования в случае необходимости можно было взломать. Это было совершенно естественное требование – было бы глупо внедрять в продукты массового производства, которые могли использоваться в том числе за границей, систему кодирования, взломать которую практически невозможно.
В результате долгих переговоров между IBM и NSA был достигнут бюрократический компромисс: сам алгоритм DES был усложнен (усложнена функция “S”), зато длина ключа была уменьшена со 128 до 64 бит. Такая модификация существенно уменьшила число возможных ключей DES: с 2128 (примерно 3,4*1038) до 264 (примерно 1,84*1019).
Модифицированный алгоритм Lucifer был принят NBS в качестве стандарта кодирования данных – DES (Data Encryption Standard) 15 июня 1977 года. Этот факт зафиксирован в бюллетене Federal Information Processing Standards Publication 46 (FIPS PUB 46).
Аптайм — Uptime
Аптайм вычислительной системы (от англ. uptime) — время непрерывной работы вычислительной системы или её части. Измеряется с момента загрузки и до момента прекращения работы (зависания, перезагрузки, выключения, прекращения работы анализируемого приложения). В случае, если система всё ещё функционирует на момент обсуждения, аптайм считается с момента загрузки по текущий момент.
CMS
Систе́ма управле́ния содержи́мым (конте́нтом)(англ. Content management system, CMS) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (т.е. содержимым): Главной целью такой системы является возможность собирать в единое целое и объединить на основе ролей и задач все разнотипные источники знаний и информации, доступные как внутри организации, так и за ее пределами, а также возможность обеспечения взаимодействия сотрудников, рабочих групп и проектов с созданными ими базами знаний, информацией и данными так, чтобы их легко можно было найти, извлечь и повторно использовать привычным для пользователя образом. В системе управления содержимым могут быть определены самые различные данные: документы, фильмы, фотографии, номера телефонов, научные данные, и так далее. Такая система часто используются для хранения, управления, пересмотра и публикации документации. Контроль версий является одним из основных её преимуществ, когда содержимое изменяется группой лиц.
Cookie
Ку́ки (слово не склоняется; от англ. cookie — печенье) — небольшой фрагмент данных, созданный веб-сервером или веб-страницей и хранимый на компьютере пользователя в виде файла, который веб-клиент (обычно веб-браузер) каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта. Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для:
аутентификации пользователя;
хранения персональных предпочтений и настроек пользователя;
отслеживания состояния сессии доступа пользователя;
ведения статистики о пользователях.
Приём куки обозревателями (браузерами) требуют многие сайты с ограничениями доступа, большинство интернет-магазинов. Настройка оформления и поведения многих веб-сайтов по индивидуальным предпочтениям пользователя тоже основана на куки.
С момента своего появления куки вызывали обеспокоенность пользователей Интернета, поскольку слежение за действиями и предпочтениями пользователей может подвергнуть опасности тайну личной жизни. Как результат, в Европейском союзе, Соединённых Штатах, и в других странах были приняты соответствующие законы, регулирующие применение куки. С другой стороны, куки подвергаются критике также потому, что они не всегда точно идентифицируют пользователей, а это может повлечь атаки злоумышленников.
Имеется и ряд заблуждений о куки. Они главным образом основаны на уверенности людей, что куки являются компьютерными программами. На самом деле, куки — это простые текстовые данные, и они не могут выполнять какие-либо действия самостоятельно. В частности, куки не могут быть ни вирусами, ни шпионскими программами.
Конверсия (в интернет-маркетинге)
Конверсия в интернет-маркетинге — это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нем какие-то целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента — покупку, регистрацию, подписку, посещение определенной страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта.
Успешная конверсия по-разному трактуется продавцами, рекламодателями или поставщиками контента. К примеру, для продавца успешная конверсия будет означать операцию покупки потребителем, который заинтересовался в продукте, нажав на соответствующий рекламный баннер. Для поставщика контента успешная конверсия может быть регистрацией посетителей на сайте, подпиской на почтовую рассылку, скачиванием программного обеспечения или какие-либо другие действия, ожидаемые от посетителей.
Онлайн
Онла́йн (англ. online, от англ. on line — «на линии») — «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.
В отношении программного обеспечения почти всегда означает «подключённый к Интернету» или «функционирующий только при подключении к Интернету».
Также — «происходящее в Интернете», «существующее в Интернете». К примеру, «онлайн-банкинг», «онлайн-магазин», «онлайн-кинотеатр», «онлайн-казино», «онлайн-кафе», «онлайн-игра». В этих значениях часто употребляется также прилагательное онлайновый. Данное слово также часто используется для описания текущей посещаемости сайта (например, «1000 человек онлайн» означает, что в данный момент на сайте находится 1000 пользователей).
Офлайн
Офлайн (англ. offline, «отключённый от сети») — сленговый термин, обычно применяющийся к чему-то, не относящемуся к Интернету — в противоположность «онлайну».
Изначально online и offline («на линии» и «вне линии») — англоязычные технические термины, обозначающие состояние специального электронного оборудования, но к настоящему времени они вошли во многие языки мира как общеупотребительные слова.
Слово «офлайн» часто применяется русскоговорящими людьми в контексте использования Интернета, употребляется также прилагательное офлайновый. Так, словосочетание «офлайновые СМИ» означает «традиционные СМИ», то есть любые СМИ кроме интернет-СМИ. «Офлайновое общение» обычно означает «традиционное общение», то есть любое общение, в котором не задействованы интернет-коммуникации, например, переписка с помощью бумажной почты, личное или телефонное общение (следует отметить, что в случае задействования IP-телефонии, приобретающей всё большую популярность, голосовое телефонное общение перестаёт быть «офлайновым» в обычном смысле этого слова).
Иногда применяется синонимичное слову «офлайн» сленговое выражение «в реале», то есть «не в Интернете».
Термин «офлайн» также употребляется для обозначения «отключённого от сети» состояния некоторого ПО, например, интернет-пейджеров или браузеров. Выражение «послать сообщение в офлайн» применительно к ICQ означает посылку сообщения пользователю, не находящемуся в данный момент в сети (не «онлайн» / «не в онлайне»): он получит его только после того, как подключится («выйдет в онлайн»).
Чат
Чат (англ. chat — болтать) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств.
Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, ICQ или даже SMS.
Так выглядит окно чата которое будет видеть ваш клиент.
Конференции
Конференции (конфы, чаты, комнаты) — это то место, где несколько человек имеют возможность общаться одновременно. Любой пользователь Jabber (в том числе и имеющий учетку @spexe.com) может создать свою конференцию. Настройки конференции позволяют сделать её как общедоступной, так и закрыть вход в нее от посторонних, т.е. защитить паролем или(и) сделать скрытой. Jabber-конференция располагается на сервере и является одним из его транспортов. Не на всех серверах есть этот транспорт, например, Google Talk не поддерживает данный сервис, а Yandex не позволяет самостоятельно создавать нужную комнату. Проверить доступность сервиса можно воспользовавшись браузером сервисов. Чаще всего сервис называется conference.имя_сервера, к примеру, для spexe.com это conference.spexe.com. Для создания конференции на сервере, к которому не принадлежит Ваш JID, не обязательно иметь учетную запись этого сервера. Например, имея учетку @spexe.com, Вы можете создать конференцию на сервере spexe.com. Любая конференция имеет свой уникальный адрес, он пишется также, как и JID и имеет вид название_конференции@сервер. К примеру, комната с названием spexe на сервере spexe.com будет иметь такой адрес: spexe@conference.spexe.com
SSL
SSL (англ. Secure Sockets Layer — уровень защищённых сокетов) — криптографический протокол, который обеспечивает установление безопасного соединения между клиентом и сервером. SSL изначально разработан компанией Netscape Communications. Впоследствии на основании протокола SSL 3.0 был разработан и принят стандарт RFC, получивший имя TLS.
Протокол обеспечивает конфиденциальность обмена данными между клиентом и сервером, использующими TCP/IP, причём для шифрования используется асимметричный алгоритм с открытым ключом. При шифровании с открытым ключом используется два ключа, причем любой из них может использоваться для шифрования сообщения. Тем самым, если используется один ключ для шифрования, то соответственно для расшифровки нужно использовать другой ключ. В такой ситуации можно получать защищённые сообщения, публикуя открытый ключ, и храня в тайне секретный ключ.
Хостинг
Хо́стинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. colocation).
Обычно под понятием услуги хостинга подразумевают как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в услугу хостинга уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.
Сервер
Се́рвер (англ. server от англ. to serve — служить) (множественное число се́рверы) — в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.
Лог (Файл регистрации)
Файл регистрации, протокол, журнал или лог (англ. log) — файл с записями о событиях в хронологическом порядке. Лог-файлы сервера — специальные файлы, в которых протоколируются все действия пользователя на сервере. В лог-файлы сервера попадает информация, откуда пришел тот либо иной посетитель, когда и сколько времени он провел на сайте, что там смотрел и скачивал, какой у него браузер и какой IP-адрес у его компьютера. Каждая запись в лог-файле соответствует определенному хиту, так как сервер может фиксировать именно запрос к одному из элементов сайта. Проанализировав лог-файлы, можно получить сводные цифры активности пользователей, изучить закономерности поведения групп пользователей и оценить эффективность рекламной кампании.
API как средство интеграции приложений
API определяет функциональность, которую предоставляет программа (модуль, библиотека), при этом API позволяет абстрагироваться от того, как именно эта функциональность реализована. Если программу (модуль, библиотеку) рассматривать как чёрный ящик, то API — это множество «ручек», которые доступны пользователю данного ящика, которые он может вертеть и дёргать. Программные компоненты взаимодействуют друг с другом посредством API. При этом обычно компоненты образуют иерархию — высокоуровневые компоненты используют API низкоуровневых компонентов, а те, в свою очередь, используют API ещё более низкоуровневых компонентов. По такому принципу построены протоколы передачи данных по Internet. Стандартный стек протоколов (сетевая модель OSI) содержит 7 уровней (от физического уровня передачи бит до уровня протоколов приложений, подобных протоколам HTTP и IMAP). Каждый уровень пользуется функциональностью предыдущего уровня передачи данных и, в свою очередь, предоставляет нужную функциональность следующему уровню. Важно заметить, что понятие протокола близко по смыслу к понятию API. И то и другое является абстракцией функциональности, только в первом случае речь идёт о передаче данных, а во втором — о взаимодействии приложений. API библиотеки функций и классов включает в себя описание сигнатур и семантики функций.
XML
XML (англ. eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки; произносится [икс-эм-э́ль]) — рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины язык разметки, фактически представляющий собой свод общих синтаксических правил. XML — текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами, а также для создания на его основе более специализированных языков разметки (например, XHTML). XML является упрощённым подмножеством языка SGML.